РЕКОМЕНДАЦИИ
классным руководителям в работе с «трудными» подростками.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой - мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, отходящей момент, без раздражения высказать все мнение, вносящие поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждения, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться несколько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с вами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных слоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
- Требуя что-то от подростка нельзя торговаться.
- Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и их приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усилить целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
ПАМЯТКА
классному руководителю по работе с "трудными" обучающимися
- Посещение "трудных" обучающихся на дому.
- Составить психолого-педагогическую характеристику на "трудного" обучающегося и класс.
- Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе "трудных" обучающихся.
- Иметь связь с тренерами, с руководителями объединений по интересам, с учителями-предметниками, семьями "трудных" обучающихся.
- Контролировать занятость "трудных" обучающихся в общественной работе класса и школы, Связь их с библиотекой.
Психологические рекомендации законным представителям:
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена.
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для законных представителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.
Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:
- нарушение ориентации, понижение точности движений;
- снижение контрольных функций;
- обострение оборонительных реакций;
- понижение волевых функций.
Почему дети так волнуются?
Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе.
Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
Испытывают повышенную ответственность перед законными представителями и школой.
Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребёнка. В сложный период подготовки и сдачи экзаменов каждый законный представитель обычно помогает своему ребенку. Например, вы можете:
Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы: откажитесь от упреков, доверяйте ребёнку; если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.