Метадычная скарбонка - СШ №7 г.Кричева
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Метадычная скарбонка

Урок русского языка, 2 класс

Карасёва Т.И.  

 

ТЕМА «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы:какой?,какая?, какое?, какие?»

ЦЕЛЬ: планируется, что к концу учебного занятия учащиеся будут:

знать на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов;

уметь находить данные слова среди групп других слов и в предложениях.

ЗАДАЧИ:

1. Создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений выделять слова-признаки; содействовать формированию умения правильно определять признак предмета, навыка правильной постановки вопросов к ним;

2.Способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию навыка связной устной речи, внимания, логического мышления;

3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям разных профессий, бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык» (Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С, «Национальный институт образования», 2016); карточки с заданиями задания для групповой работы, веера букв; опоры; презентация.

Ход урока

1. Организационно-психологический момент

- Прозвенел звонок. Начался урок.

- И девиз нашего урока: «Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!»

- Если мы будем следовать словам девиза, тогда у нас обязательно всё получится.

2. Чистописание

- А начнём мы наш урок с минутки чистописания.

- Для определения буквы, написание которой мы с вами повторим, назовите одним словом: природное сообщество со множеством деревьев, растущих на большом пространстве. (Лес)

- Выделите первый звук данного слова и дайте ему характеристику. (Звук [л‘] согласный, мягкий, звонкий.)

- Какой буквой на письме обозначается мягкий согласный звук [л‘]? (Буквой л)

л леллл

лес лесной лесок лесник

- Назовите данные слова одним словом.

- Поставьте ударение.

- Назовите безударную гласную.

- Можем ли проверить безударную гласную е? Каким словом? Почему?

3. Орфографическая разминка с использованием вееров букв

л … сав … лчата

с … вазм … я

- Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены в словах.

- Назовите их одним словом. (Животные)

- Где можно встретить этих животных? (В лесу.)

4. Повторение правил поведения в лесу

- А знаете ли вы, ребята, какие правила надо соблюдать, находясь в лесу?(слайд 1)

- А кто следит за тем, чтобы люди соблюдали эти правила?

5. Введение слова «лесничий». Знакомство с профессией (слайд 2)

Лесничий – это работник лесного хозяйства (лесной сторож). Он защищает лес и его обитателей от браконьеров, незаконной вырубки, пожаров. За каждым лесничим закреплён участок леса – лесной обход, за который он отвечает.

Лесничий не только борется с нарушителями, он занимается посадкой леса, сбором семян и плодов, определяет места в лесу для пастбища и сенокоса.

Но лесу вредит не только человек. Когда на своём участке лесничий замечает насекомых – вредителей или поражающие деревья болезни, он участвует в лечении деревьев или санитарной вырубке.

Профессию лесничего можно получить, окончив лесохозяйственный техникум или колледж. Для этого вам нужны хорошие знания, хорошая физическая подготовка и умение планировать своё время.

6. Актуализация знаний. Введение в тему

- А теперь давайте вернёмся к нашим лесным жителям и с помощью слов – подсказок охарактеризуем их. (слайд 3)

Полученные словосочетания запишем в тетрадь.

лиса глазастая

сова опасная

волчатахитрая

змея голодные

(Лиса (какая?) хитрая, сова (какая?) глазастая, волчата (какие?) голодные, змея (какая?) опасная)

- Назовите вопросы, с помощью которых вы смогли правильно составить словосочетания.

- Какие ещё вопросы нам в этом могут помочь? (По ходу ответов детей, записанное предложение дополняется словами-вопросами)

-Назовите тему нашего урока: «Слова, которые отвечают на вопросы:какой?, какая?, какое?, какие?» (слайд4)

- Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признаки предметов)

7. Работа по теме урока

7.1 Создание проблемной ситуации. Работа с загадкой

- Отгадав загадку, давайте узнаем, признаки какого предмета мы с вами будем находить в тексте упр. 40

- Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

- Как вы думаете: почему оленям легко передвигаться по глубокому снегу, топким болотам? (Благодаря широким копытам олени и в сугробы не проваливаются, и в топких болотах не вязнут)

7.2 Составление рассказа об оленях с опорой на текст (упр.40, стр. 27)

- Что ещё мы с вами можем рассказать об оленях? Прочитайте текст упр. 40. Расскажите.

7.3 Нахождение слов – признаков в тексте

- Молодцы. А теперь ваша задача: выписать в тетрадь только те предложения, в которых есть слова – признаки. (После фронтальной проверки выполнения задания, учащиеся оценивают сою работу)

- Оцените выполнение задания с помощью линеечки самооценки по критерию «Правильность».

7.4 Знакомство с сравнительными признаками предметов.

Работа в парах

- Итак, мы знаем, что в русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Мы знаем, что эти слова обозначают признаки предметов.

- А вот какие признаки предмета могут называть эти слова, мы узнаем, когда выполним задание на карточке.

- Прочитайте. Дополните предложения словами, противоположными по значению. Что обозначают эти слова?

Дерево …, а куст … . Облака …, а тучи … . Мел …, а уголь … . Слон …, а мышка … . Мяч …, а стол … .

Слова для справок: высокий – низкий, лёгкие - тяжёлые, большой – маленький, сладкий – кислый, круглый – квадратный, белый – чёрный.

- Назовите признаки, по которым вы смогли сравнить предметы. (Вкус, высота, масса (вес), цвет, размер, форма)

Физкультминутка

     Сейчас отдохнем. Сделайте столько хлопков руками, сколько раз слова, обозначающие признак предмета, встретятся в описании осени.

…Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Сделайте столько наклонов вправо и влево, сколько встретите слов-признаков в загадке.

Я бываю разная:

Черная и красная,

Грузовая, легковая.

Кто же я такая? (машина)

Сделайте столько приседаний, сколько слов-признаков услышите.

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (горох)

7.5 Создание проблемной ситуации. Работа по учебнику (упр. 41, стр. 28)

- Ребята, как вы думаете: можем ли мы по признаку определить предмет?

- Получить ответ на этот вопрос нам поможет упр. 41

- Какие признаки репки были названы? (Круглая, гладкая, смуглая, сладкая)

- По каким признакам автор описывает репку? (Форме, качеству, цвету, вкусу)

7.6 Закрепление. Разноуровневые задания.

Природой можно любоваться бесконечно. Поэтому мы отправляемся на поиски слов- признаков в лес, к тетеревам, в школьный сад.

А) Ребята, у которых карточка с ёлочкой – разобьют текст на предложения и запишут его в тетрадь. Подчеркнут слова признаки волнистой чертой.

Б) Ребята, у которых на карточках изображён тетерев, составят из слов предложения и запишут их в том же порядке. Подчеркнут слова признаки волнистой чертой.

В) Ребята, у которых на карточке изображено яблоко, составят из слов предложения и запишут их в нужном порядке, чтобы получился текст. Подчеркнут слова признаки волнистой чертой.

1 группа.

Зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветки красуются кудрявые берёзы дуб раскинул свои вырезные листья.

2 группа.

заиграло над весёлое зимнее солнце лесом

ночных из лунок тетерева вылетели

берёзе красивые птицы на расселись

3 группа.

появятся сочные груши скоро вкусные яблоки

весенние дни сажали плодовые деревца ученики школы возле

школьный будут растить сад ребята

Проверка работы в группах

Прочитайте текст. Назовите слова признаки.

Оцените устно правильное составление текста.

Ребята, может ли человек приблизить к себе красоту природы? Что для этого можно сделать?

9. Тест по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?». Самооценка

- А с помощью теста проверим ваши знания по теме занятия. Отметьте правильный ответ.

1.На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов?

а) кто? что? б) какой? какая? какое? какие?

2.Какие из этих слов слова – признаки?

а) дым б) серый в) новый г) позвать

3.В каком предложении есть слова – признаки?

а) К утру на поля опустился туман.

б) На деревьях появились первые листочки.

- Сверьте ответы с образцом на доске (1 –б; 2 – б, в; 3 – б). Оцените свою работу.

9.Домашнее задание С. 29, упр.43

10. Подведение итогов. Рефлексия «Заверши фразу»

– Вот и подошел к концу наш урок. С помощью игры «Заверши фразу», подведём итог нашей работы.

Сегодня на уроке я:

узнал(а) ….

запомнил(а) ….

научился(лась) …

Урок русского языка во 2классе

по теме: «Правописание сочетаний жи, ши»

 

 

                                                      Учителя начальных классов

                                                      государственного учреждения образования

                                                      «Средняя школа №7 г. Кричева»

                                                       Карасёвой Т. И.

Тема: «Правописание сочетаний жи,ши»

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Задачи:

     1)Обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];

формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи, ши.

2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.

   3)Воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность;

прививать интерес к урокам русского языка.

Дидактический материал и оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, карточки – “осенние листья” (300 штук), рисунок веточки дерева (30 штук), магнитная доска, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

I. Приветствие

"Доброе утро". 
Придумано кем-то
Просто и мудро

   При встрече здороваться:
- Доброе утро
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера. (В. Кривошеевой)

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!

Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Посмотрите... (Слайд 2)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И у нас на уроке сегодня появятся разноцветные листочки на ваших веточках. Для этого вы должны показать все свои знания. Чем больше у вас будет правильных ответов, тем быстрее и больше листочков будет на вашей веточке. У вас на партах лежат листочки, за каждый правильный ответ вы берёте листочек и прикрепляете его на веточку.

А сейчас, ребята, начнём наше путешествие в увлекательный мир русского языка, но сначала настроимся на работу.

II. Орг. момент

а) Психологический настрой учащихся на работу. (Слайд 3)

Наши ушки будут слушать (массаж), 
Наши глазки будут внимательно смотреть, 
Наши пальчики будут красиво писать (массаж), 
Наши головки будут хорошо думать (погладить по голове). 
К работе готовы? (Да). Начинаем ...

б) Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

На доске:

В живом уголке жили ужи и ежи. (Слайд 4)
У Миши машина, у машины шина.

Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? (Это скороговорки). Что такое скороговорка? (Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

Скороговорка это:

1) Быстрая речь.

2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([Ж])

Дайте характеристику этому звуку. ([Ж] – согласный, твёрдый, звонкий) (Слайд 5)

Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ([Ш])

Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, глухой, твердый). (Слайд.6)

III. Минутка чистописания. Начинаем минутки чистописания.

Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика. (Слайд 7)

- Погрейте ладони!

- Помассируйте каждый пальчик.

- “Замок”
На двери висит замок
Кто открыть бы его смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И…открыли!

б) Подготовка к уроку. - Я тетрадь свою открою и наклонно положу (открыть тетрадь и положить “наискосок”),

- Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу (взять ручки и поставить руки на локоть).

- Сяду прямо, не согнусь,
- За работу я возьмусь.

в) Написание букв.

Посмотрите на экран. (Слайд 8)

Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.) - По какому признаку я объединила эти буквы в одну группу?

(Эти звуки согласные, шипящие и всегда твердые.) - А по какому признаку можно разделить их на две группы?

(По звонкости, по глухости, Ш - глухой, а Ж - звонкий)  Напишите данный ряд букв до конца строки.

Молодцы! Я вижу, вы все старались.

Снова глазки на экран. (Слайд 9) Восстановите и прочитайте предложение.

Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ - пиши с буквой и!)

Все вы знаете это правило ещё с первого класса. А (Женя) даже знает стихотворение с нашим правилом.

Внимательно прослушайте стихотворение.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи!
Лужи, жимолость, ежи,
Мыши, лыжи, камыши,
Все сочетания ЖИ - ШИ
Только с буквой И пиши!

IV. Актуализация знаний. Постановка темы урока. (Слайд 10)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

Верно, тема нашего урока “Правописание слов с сочетаниями жи - ши”.

V. Работа по теме урока.

1. Игра "Собери слова»

Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

Моржи, пружина, шиповник, карандаши, стрижи, рыжики.

VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз). (Слайд 11)

VII. Работа по теме урока.

2. Игра "Измени слово»

Прочитайте слова.

малыш – малыши

чиж – чижи

ухо – уши

груша – груши

карандаш – карандаши

морж – моржи

уж – ужи

Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет). Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько предметов). Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши?

Учащиеся:

Знаем твёрдо: ЖИ – ШИ

Пишем только с буквой И.

Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи – ши. (Дети комментируют).

Проверка по щелчку мыши.

Ребята. Вы отлично справились с этим заданием, и мы переходим к следующему.

3. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение. (Слайд 13)

(Дети комментируют)

1. Животное с длинной шеей.

ЖИРА'Ф

2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)

Под полом живут, туда всё несут.

МЫ'ШИ

3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)

ЛА'НДЫШИ

4. Я бываю разная: (Слайд 16) 
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая.
Кто же я такая?

МАШИ'НА

5. К розе не подпускают, (Слайд 17) 
От всех её защищают.

ШИПЫ'

VIII. Физкультминутка. (Музыка  – движения) (Слайд 18)

“Прогулка в осенний лес”.

Мы пришли в осенний лес.  (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!  (повороты туловища и головы)
Справа берёзка в золотой шубке стоит,  (поворот вправо)
Слева ёлка на нас глядит,  (поворот влево)
Листья в небе кружатся,  (дети кружатся)
На землю тихо ложатся.  (приседают)

IX. Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши.

а) Ребята. Найдите пару и прочитайте её (слайд 19 )

б) Работа с деформированными предложениями. (слайд 20).

А сейчас, ребята, мы с вами будем работать по вариантам. Составьте и напишите предложения с данными словами. Подчеркните сочетания жи, ши.

I вариант: Кот, у, Тишка, жил, Миши.

II вариант: Саши, лыжи, У, новые.

в) Разноуровневые задания.

- Вы внимательно кругом посмотрите и задание на партах найдите.

1 уровень - р. цв. , 2 уровень – ж. цв., 3 уровень – з.цв.

- Задание внимательно прочитайте и выполните самостоятельно.

1 уровень – Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш…е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к, жилет.

2 уровень – Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелая (груша), весёлые ( чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), синие (крыша).

3 уровень – Составьте и запишите предложения каждой строчки, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму. В каждом предложение подчеркните главные члены.

Зима, наступила, х..л..дная.

Снеж..нки, пуш..стые, в, закруж..лись, воздухе.

Ударил, м..р..з, сил..ный.

Малыш.., санки, и, лыж.., взяли.

- Проверяем правильнсть выполнения задания.

г)Тест на внимание.(Работа в парах)

- Даны набор букв в каждой строчке. Нужно внмимательно прочитать и найти слова, которые спрятались, подчеркнуть их.

- Кто быстрее справится с заданием

рпаненнширмаъджэшоржизньщь

мыширпттьбрпкувшинтчячмспю

ропвышивкаплшрежимджщбзжют

рпаненнширмаъджэшоржизньщь

мыширпттьбрпкувшинтчячмспю

ропвышивкаплшрежимджщбзжют

 - Какие слова нашли? Что скажите об этих словах

XI. Итог урока.

Вставьте пропущенные буквы (устная работа). (Слайд 21-23)

На какое правило нам встретились слова на уроке?

Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило.(Хором)

XII. Домашнее задание. (Учитель объясняет домашнее задание).

С. 76, упр. 118 Творческое задание: Составить и записать одно предложение, используя как можно больше слов с сочетаниями жи, ши.

XIII. Рефлексия.

Посмотрите, какие прекрасные листочки у вас получились на веточках. Покажите их. А в целом выросло целое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

 

Урок русского языка в 4 классе

Павлова Н. А. 

Тема: Три склонения имени существительного

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

1.Учить детей определять склонение имён существительных на основе

исследовательской работы, применять теоретические знания об имени

существительном в практической деятельности.

2.Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.

3.Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.

Ход урока:

I. Приветствие

3. Запись числа, классной работы.

II. Планирование предстоящей деятельности.

- Определите последовательность этапов урока.

На доске:

                                   План урока.

Применяем новые знания.                                                  (3)

Повторяем, что мы знаем об имени существительном.   (1)

Подводим итог.                                                                   (4)

Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.     (2)

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

-Работаем по плану:

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

- Поиграем в игру «Умники и умницы»

Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности

На доске модель дорожек:

«Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания;

«Жёлтая дорожка» - средней сложности вопросы;

«Красная дорожка» - сложные вопросы и задания.

Проведём отборочный тур игроков.

Вопросы для отборочного тура:

1.Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

Ответивший «двигается» по зеленой дорожке (передвигается магнит).

2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

Ответивший «двигается» по желтой дорожке.

3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

Ответивший «двигается» по красной дорожке

 

 

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

3

 

 

2

 

 

2

 

1

 

 

1

 

 

1

 

- Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной дорожке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.

На доске: Марина нап. сала с. ч. нение о з. ме и ос . ни. Проверка.

- С этим предложением мы будем работать на дорожках вместе с игроками

Приглашаем первого игрока к «зелёной дорожке»

1.Назови в предложении имена существительные.

После правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос.

2. Определи, каким членом предложения являются существительные.

3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить? (одушевлённость, неодушевлённость)

4.Какой ещё постоянный признак определим? (род)

На доске:

           сущ.                           сущ.            сущ.         сущ.

         Марина    написала  сочинение о   зиме  и    осени.              

           Одуш.                        Неодуш.         Неодуш.     Неодуш.

            ж. р.                               ср. р.           ж. р.     ж. р.

Ученик получает медаль за работу на дорожке. Приглашаем второго игрока к «жёлтой дорожке»

1. Сколько падежей в русском языке? Перечисли их.

2. Что значит, изменить существительное по падежам?

3.Как определить падеж существительного?

Определи падеж существительных в предложении.

На доске:

           сущ.                         сущ.                 сущ.       сущ.

         Марина    написала    сочинение      о зиме и    осени.

        

         Одуш.                         Неодуш.         Неодуш.       Неодуш.

 

 

                ж. р.                        ср. р.             ж. р.      ж. р.

  

                      

           И.п.                                   В. п.            П. п.       П. п.

Ученик получает медаль за работу на дорожке. Приглашаем третьего игрока к «красной дорожке».

1. Дай характеристику этому предложению и начерти схему.

(Повествовательное, невосклицательное, распространенное ,простое с однородными второстепенными членами) [ ___   ___ О и О].

2. Однородные второстепенные члены выражены существительными.

Что общего между этими существительными?

(Отвечают на вопрос о чём?, неодушевлённые , ж. р., ед. ч., П. п., вт. чл.)

А чем отличаются эти существительные? Выдели окончания: О зиме и осени А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? Можем ответить на этот вопрос? (нет) Ученик получает медаль за работу на дорожке.

IV. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.

Переходим к следующему этапу урока по плану:

2. Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. Что же нового хотим узнать?

Давайте сформулируем проблемный вопрос: Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

1. На доске таблица с пустыми столбцами, по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист с существительными с пропущенными окончаниями.

Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.

Один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на листах.

Учитель на доске на увеличенной модели также вставляет окончания.

Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.

2. Работа в группах. Повторение правил работы в группе.                                 Задание: Сравнить окончания существительных. Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах? Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей таблице 1 (на доске).

Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели

(см. приложение 3) пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы (таблицы 1)

Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я. В таблице прикрепляется вывод

Какие существительные входят во 2 группу?

Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание.

В таблице прикрепляется вывод.

Какие существительные входят в 3 группу?

Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь на конце.

В таблице прикрепляется вывод.

3. Как называются в русском языке эти группы существительных?

Физминутка для глаз.

- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

адрес

1

2

3

4

5

А

с

Су

ме

не

ль

Б

ще

К

т

ны

н

В

ни

Ви

ло

е

и

Г

х

Ни

те

ри

я

 

 

 

 

 

 

 

А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4

С        к     ло     не   ни     е

В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

  1. Как назовём нашу таблицу?

Предложения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных.

5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

В русском языке все сущ-е делятся на три группы:

1 склонение     2 склонение 3 склонение     

ж. р.   м. р.       ср. р.   м. р.        ж. р.

в нач. ф.             в нач. ф.         в нач. ф.

   -а, -я                   -о, -е             ь на конце

6. Работа по учебнику .

Сравните определение учебника со своими выводами.

- Что же называют склонением имён существительных?

Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам.

V. Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»

Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов),

уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка.

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:

3. Применяем новые знания.?

VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

Алгоритм определения склонения

              о зиме                       об осени

нач. ф.- зима                           нач. ф - осень          

род – ж. р.                             род – ж. р.

   окончание – а                         окончание - нулевое

склонение – 1                           склонение - 3

Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.

2. Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму.

Марина написала сочинение о зиме и осени.

Марина – нач. ф. Марина – ж. р. – окончание –а – 1 скл.,

сочинение – нач. ф. сочинение – ср. р. – окончание –е – 2 скл..

Итоговый вопрос: Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

VII. Итог урока.

1. Мы подошли к последнему этапу урока «Подводим итог» по плану, составленному в начале урока: - Что нового узнали на уроке? - Что такое склонение? - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

2. Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание

Фотаматэрыялы